Выставка «Афон. Святая гора» в Сочи

22 октября 2017 года в 15:00 в Сочинском художественном музее состоится открытие уникальной выставки под названием «Афон. Святая Гора», организованная Межпарламентской Ассамблеей Православия в контексте тысячелетнего присутствия русских монахов на Афоне.

Экспозицию составили фотографии и гравюры из коллекций афонских фотоархивов и пинакотеки, рассказывающие историю Афона и отношениях Святой горы с Россией и православным миром.

На выставке представлены фотографии, запечатлевшие монахов, их будни и самые яркие события афонской жизни. Многие из снимков были сделаны самими монахами, которые не только смогли увековечить уникальные моменты, но и сами обрабатывали стеклянные пластины и печатали их на бумаге.

Выставка также включает гравюры с изображениями Святого Афона и его окрестностей, созданные в мастерских Афона местными гравёрами.
Афонская пинакотека, находящаяся в монастыре Симонопетра, на протяжении десятилетий собирает бумажные иконы, связанные с Афоном. В основном это халкографии, изображающие связанные со Святой Горой сюжеты или созданные самими святогорцами. Благодаря пожертвованиям и покупкам произведений Афонская пинакотека обладает крупнейшим в мире собранием гравировальных медных досок и бумажных оттисков.
Бумажные иконы, то есть эстампы с изображениями религиозного характера, раздававшиеся верующим в качестве «благословения» в православных монастырях и других духовных учреждениях, являют собой крайне интересный раздел церковной иконографии времён турецкого владычества, получивший заслуженное признание в наше время. Под бумажными иконами имеется в виду самостоятельные (не включённые в книги) произведения, большинство которых, начиная с ΧVIII в., было представлено халкографиями (гравюрами на меди). Изображения на них объединяются в две группы – или это монастыри и скиты, или святые и религиозные сцены, заимствованные из традиции православной иконописи.
Быстро печатавшийся и удобный для перевозки, бумажный оттиск с изображением архитектурного ансамбля монастыря, которое обыкновенно окружалось пейзажем и дополнялось образами святых и легендарными сценами, олицетворял для верующих ясную совокупность сведений, дававших им возможность воссоздать в своём воображении священное место, и вместе с тем передававших религиозное и, как нередко бывало, мистическое сообщение глубоко верующему обществу.
Эти печатные изображения были крайне популярны в среде, за пределами церкви почти не имевшей возможности приобщиться к изобразительному искусству, и тем более – приобрести какое-либо произведение. Высокая цена деревянных икон делала их доступными только для богатых сословий, а бумажные иконы заняли своё место в домашних иконостасах простых людей.
Первые известные нам халкографии, созданные на Афоне, датируются временем около 1770 года. С этого момента и до конца ΧΙΧ в. Святая Гора оставалась крупнейшим центром производства бумажных икон, в результате чего искусство православной гравюры получило оригинальное и завершённое выражение с характерным, легко узнаваемым местным колоритом.

Выставка приурочена к заседанию международного Секретариата и председателей и докладчиков комиссий Межпарламентской Ассамблеи Православия (МАП) в городе Сочи.

Межпарламентская Ассамблея Православия является межпарламентской организацией, созданной по инициативе греческого парламента. Первая конференция с участием православных парламентариев европейских стран была проведена в июне 1993 года в г. Ормилия (Халкидики), на которой были выработаны и опубликованы цели Европейской межпарламентской комиссии православия и определены время и место проведения Учредительной конференции.